В феврале 2012 г. неподалеку от студенческого городка Новосибирского университета на одном из зданий появилась необычная вывеска: бельевая веревка с развешанными на ней старыми майками. На них буквы, складывавшиеся в название «Баба Шура». Вошедшие внутрь обнаруживали, что это не кафе или клуб. А прачечная. Которую открыла студентка Новосибирского университета Александра Пимоненкова, не понаслышке знакомая с проблемами жителей студенческого общежития.
Дома, в Новокузнецке, за девушку стирала мама. Но в 2005 г. она приехала учиться в Новосибирск и поселилась в общежитии, где в маленьких комнатках жило по три человека. «Стиральных машинок не было. Особенно тяжело было стирать постельное белье. Сушили все на балконе. Зимой белье так замерзало, что однажды у меня даже брюки от холода треснули», — вспоминает молодая предпринимательница. В общежитии была прачечная, но там часто портили вещи, поэтому студенты ею почти не пользовались.
Тогда Пимоненкову впервые посетила мысль об открытии прачечной. Но на свое дело, по ее подсчетам, нужен был примерно 1 млн руб. Денег у студентки не было, и она предложила знакомым скинуться. «Люди были при деньгах, но идею не поддержали. Она им была непонятна», — недоумевает до сих пор Пимоненкова.
Инвестиции за компанию
Пимоненкова все же решилась открыть собственную прачечную после ухода из компании Coca-Cola, где она полтора года проработала финансовым аналитиком и разочаровалась в корпоративной жизни.
По совету друзей девушка пошла учиться на государственную программу для молодых предпринимателей MBA-region. Она смогла доказать социальную значимость своего проекта, но денег на его продвижение по-прежнему не было. Стартовый капитал появился внезапно. «Знакомые наемные бармены попросили написать бизнес-план для открытия мексиканского ресторана. Я защищала этот план перед инвесторами, а по ходу дела рассказала, что есть еще один проект», — вспоминает девушка. Всегда улыбчивая и оптимистично настроенная Пимоненкова понравилась инвестору. Он согласился ссудить на ее проект 1,4 млн руб. под проценты.
Стартового капитала хватило только на закупку семи стиральных машин, шести сушильных и гладильное оборудование. Кроме того, средства пошли на аренду помещения, закупку порошков и прочей химии, а также в фонд оплаты труда. «Мне очень помогли тогда мои родители. Папа, человек с техническим образованием, поставил все оборудование. Когда настал момент стирать, мама пришла на помощь — научила, как стирать так, чтобы белье не линяло и не садилось», — вспоминает Пимоненкова. Первый наемный администратор появился в прачечной через два месяца после открытия. Да и сейчас в штате работает всего два наемных администратора. Плюс к этому есть еще бухгалтер на аутсорсинге.
Несмотря на трудности, уже к маю 2012 г. бизнес вышел на самоокупаемость, а с лета начал приносить небольшую прибыль. В 2013 г. выручка составила 2 млн руб., что на 80% превысило показатели 2012 г. В 2014 г., по словам предпринимательницы, рост продолжился и составляет сейчас 3-4% в месяц.
Пимоненкова не раскрывает информации об учредителях, ссылаясь на договоренность о неразглашении данных. Она утверждает, что сейчас владеет бизнесом пополам с Вячеславом Демидовым. Но согласно данным ЕГРЮЛ Пимоненкова является единоличным владельцем компании «Лаундри Баба Шура», зарегистрированной в ноябре 2013 г. Предыдущая компания — «Перспектива» была создана ею в декабре 2011 г. совместно с Константином Саловым. Доля каждого партнера составляла 50%. Это юридическое лицо прекратило деятельность в сентябре 2013 г.
Бизнес для ленивых
Прачечная, казалось бы, простой и понятный в организации бизнес. Но трудностей хватает, рассказывает Демидов, директор по развитию компании и гражданский муж Пимоненковой. Проблемы возникают с поиском подходящих помещений и их технологическим оснащением. «Но главная сложность — отсутствие в обществе культуры потребления подобных услуг», — говорит он. В советские времена прачечные были на каждом углу, но потом многие из них исчезли. За последние десятилетия люди привыкли стирать дома. Многие с недоверием относятся к самой идее прачечной. «К нам приходили женщины за пятьдесят и возмущались нашим бизнесом. Они говорили, что молодые хозяйки совсем обленились, оттого и бегут в прачечную», — вспоминает Демидов. Поначалу многие клиенты с подозрением интересовались, не собирается ли она стирать их белье вместе с чужим, не полиняют ли вещи, не сядет ли любимый шерстяной свитер. «Доверять стали не сразу. Некоторые требовали, чтобы я при них заложила в стирку белье, и ждали, пока оно постирается. Возмущались, когда в стиральную машину попадали джинсы с флешками или на вещи оставались небольшие, трудно выводимые пятна», — рассказывает предпринимательница.
Специально для повышения качества обслуживания Пимоненкова пошла учиться на курсы для работников прачечных. «Я стала так хорошо разбираться в порошках, что женщины возраста моей мамы приходят ко мне за советом», — смеется она.
По данным консалтинговой компании Inventica, в начале 2013 г., когда проводились последние исследования, в России функционировали 1472 прачечные и 2000 химчисток. Прирост к предыдущему году составлял 4,4% в сегменте прачечных и 7,6% в сегменте химчисток.
По данным исследования, в 2000 г. на долю прачечных приходилось 2/3 рынка. Превалирование в структуре рынка услуг химчисток началось с 2006 г. «Химчистку и крашение клиенты самостоятельно произвести не могут — это сложный технологический процесс, а обычную стирку можно сделать и дома. Тем более что с каждым годом возможности непрофессиональных стиральных машин расширяются», — объясняет ситуацию Сергей Маломуж, менеджер проектов компании Inventica.
Но перспективы развития у рынка прачечных однозначно есть, полагает Антон Уланов, владелец и директор московской «Прачечной тетушки Джемаймы». Он открыл свою прачечную в 2012 г. и уже заметил две главные, на его взгляд, тенденции. Оказалось, что клиенты высоко ценят качество профессиональной стирки, потому что дома без специального оборудования ни одним даже самым разрекламированным порошком не могут отстирать застарелые пятна. Кроме того, жители столицы слишком заняты, чтобы ждать, пока белье высохнет, а потом долго его гладить. Они готовы отдать это на откуп профессионалам.
«Молодые люди, такие, как мы сами, сегодня ценят свое свободное время. Они хотят жить активной жизнью и не тратить время на скучные домашние дела», — рассуждают Пимоненкова и Демидов. Прачечные как раз это и предлагают сегодняшнему потребителю, считают они. «Мы даже в своей интернет-рекламе ставили рядом изображения мороженого и стиральной машины, тем самым предлагая посетителю выбор: вы хотите гулять в парке и наслаждаться мороженым или потратить свободное время на стирку?» — улыбается Уланов из «Прачечной тетушки Джемаймы».
В прачечной дешевле
«Мы подсчитали стоимость стирки 6 кг белья дома с учетом среднестатистического расхода электроэнергии, воды, моющих средств, амортизации и трудозатрат и пришли к выводу, что стирка того же количества белья, но в нашей прачечной обходится клиентам на 15-20% дешевле», — рассказывает Анастасия Носова, директор по региональному развитию сети прачечных самообслуживания «Чистофф». Поэтому все предпосылки для развития рынка прачечных самообслуживания есть, и статистика компании это подтверждает. «За 2013 г. количество наших партнерских предприятий, открытых по франшизе в регионах, увеличилось вдвое. Примерно так же вырос спрос на услуги», — говорит Носова.
Больше всего сложностей у прачечных возникает с подбором подходящих помещений, утверждает она. Чтобы организовать прачечную соответствующего уровня и удержать приемлемый уровень цен, нужно найти помещение, удобное для клиента по месторасположению, с невысокой арендной ставкой, электромощностями от 30 кВт и с нужными коммуникациями (вода, канализация, вентиляция).
Маломуж из Inventica говорит, что наиболее интенсивное развитие отмечается в сегменте прачечных самообслуживания. В ближайшее время, по его мнению, появится немало таких прачечных при общежитиях. Открывать их будут на условиях франшизного договора. Второй этап развития рынка будет связан с открытием прачечных самообслуживания в плотных жилых массивах.
Стирать и развлекаться
В марте 2014 г. прачечная «Баба Шура» получила новый транш инвестиций от Промсвязьбанка. Сумму вложений Пимоненкова не раскрывает. Но говорит, что без этих денег развиваться дальше было бы сложно. В планах открытие новых точек в Новосибирске и создание франшизных предприятий в других городах. «Мы планируем выезжать в другие города и в течение месяца помогать нашим франшизным предприятиям налаживать бизнес. У нас уже накопился приличный опыт, и мы знаем, как организовать бизнес», — рассказывают Пимоненкова и Демидов. Еще более смелый проект — создание банно-прачечных комплексов. Вы сначала сдаете белье в прачечную, а потом сами идете мыться. Вымылись, а белье уже высохло и ждет вас, поясняют предприниматели.
«Не думаю, что это хорошая идея», — сомневается Уланов. Он убежден, что сегодня выгодно объединять прачечные с химчистками. Прачечная сама по себе мало рентабельна, а соединение ее с каким-либо развлекательным заведением массового потребителя не привлечет.
Большие перспективы на рынке есть у прачечных самообслуживания, но именно в соединении их с развлекательными заведениями — барами, кафе, библиотеками, фитнесом. И подтверждение этому на рынке уже есть, говорит Маломуж.
Алексей Лукьянов, владелец кафе-прачечной «Стирка 40 градусов» в Санкт-Петербурге, открыл свое дело девять лет назад, руководствуясь последними трендами развития сектора прачечных в Европе. «Наши посетители закладывают белье в стирку, а сами идут пить кофе в кафе», — рассказывает он. По его словам, за многие годы существования его кафе-прачечная превратилась в клуб, где собираются музыканты, художники и прочие представители творческих профессий. Здесь регулярно проводятся вечеринки и концерты, а стирающим свои вещи гостям подают бесплатный кофе или чай. «Моя прачечная — это удобство плюс приятное времяпрепровождение. А это то, чего сегодня ждут клиенты от сферы обслуживания, в том числе и от прачечных», — заключает Лукьянов.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/651361/postiraet-baba-shura#ixzz30m87Trfy